Как и всякий научный принцип, вневременной анализ Веды и Ведической Литературы, проведенный Махариши, требует подтверждения. Однако исследование само-обращенного сознания и его структурной динамики бросает редкий вызов науке, так как этот уровень жизни есть поле чистой субъективности, лежащий в основе всех объективных явлений. Как таковой, он недоступен объективным методам изучения современной науки. Поэтому его исследование может быть проведено только на его собственном уровне, когда человеческое осознание утверждается в его спокойном состоянии, что и является тем же самым само-обращенным сознанием, лежащим в основе творения.
В памятной лекции в 1991 году Махариши подчеркнул: «Вы знаете Веду, являясь Ведой. Вы постигаете Веду, являясь Ведой. Постижение Веды возможно на ее собственном уровне, и это тот уровень, на котором мы проникаем в тонкости пробужденности. Веда – это детальная структура чистой пробужденности, и туда интеллекту нет доступа».
Махариши выявляет здесь прекрасный принцип: Веда на своем собственном уровне – это не собрание запыленных книг, над которыми размышляют и философствуют; а скорее упорядоченная динамика Высшего «Я» всякого человека, его собственная внутренняя природа, которую следует исследовать на своем собственном уровне.
Эта необходимость Ведического Обучения в человеческой жизни прекрасно выражено в разделе Ведической Литературы, известной под названием Смрити:
Ведо нитьям адхиятам
Изучай Веду ежедневно.
Махариши объясняет, что самый глубокий смысл этого высказывания в том, что человек должен привносить Веду в свое осознание каждый день, он должен приводить осознание к трансцендентному полю, лежащему в основе всего в мироздании, и из этой основы неизбежно последует деятельность, полная блаженства, осуществления и успеха.
Веда – это не изолированная информация, а живая динамика Высшего «Я» человека, известного в Ведической Литературе как Атма. Поэтому каждый человек должен практиковать Трансцендентальную Медитацию и Программу ТМ-Сидхи каждый день, и это будет поддерживать пробужденность его трансцендентального «Я», и развивать физиологию мозга до его целостного функционирования.
Методы для раскрытия Веды в чьем-либо сознании приведены в Бхагавад-Гите в двух стихах, которым Махариши отвел главное место в своем оригинальном комментарии к первым шести главам. В первом (45-м стихе второй главы) Господь Кришна объяснил Арджуне, что трансцендентальное поле на самом деле находится внутри него, и что ему необходимо лишь ощутить это абсолютное Бытие, которое находится за пределами относительного – за пределами сферы материального творения, и которое является Его собственным Высшим «Я».
Трайгунья-вишая Веда нистрай-гуньо бхав-Арджуна нир-двандво нитья-саттвастхо нир-йога-кшема Атмаван. (Бхагавад-Гита, 2.45)
Интерес Вед — три гуны. Будь без трех гун, О Арджуна, освобожденный от двойственности, неизменно твердый в чистоте, не зависимый от собственности, владеющий своим Высшим “Я”.
Этот стих, замечает Махариши, раскрывает технику мгновенной самореализации, где ум выводится из поля многообразия в поле вечного единства, Трансцендентального Сознания. Господь Кришна объясняет, что «поле той абсолютной мудрости не где-то вне тебя. Тебе не нужно куда-либо идти, чтобы обрести его. Оно внутри тебя. Ты должен только оставаться внутри самого себя, «владеющим своим высшим Я», всегда твердым в чистоте твоего собственного Бытия». Это может быть достигнуто спонтанно и без усилий благодаря индивидуальной технологии, которую Махариши вынес на свет в эту эпоху, взяв ее из Ведической Традиции, включая его Трансцендентальную Медитацию и Программу ТМ-Сидхи. Эта глубокая технология позволяет осознанию без усилий и естественным образом прийти к состоянию наименьшего возбуждения и исследовать его безмолвный динамизм. Таким образом, техника обретения самого глубокого научного знания также являет путь к совершенству.
В 48-м стихе Бхагавад-Гиты Господь Кришна продолжает, давая Арджуне полную философию действия в форме семени:
Йогастхах куру кармани (Бхагавад-Гита, 2.48)
Утвердившись в Высшем «Я», совершай действия.
Комментарий Махариши к этому стиху раскрывает всю сущность самого фундаментального и важного в жизни учения – что жизнь обретает смысл и успех, когда человек утверждается в Трансцендентальном Сознании, когда тихое блаженство внутри полностью интегрируется с динамической активностью. Это понимание было утеряно из виду на протяжении тысячелетий, результатом этого стали бесчисленные недоразумения и путаница, до тех пор, пока бесценный комментарий Махариши, написанный им у берегов реки Ганг более чем сорок пять лет назад, не спас правильное понимание того, что деятельность, основанная на покое, что только жизнь, утвержденная в Трансцендентальном Сознании достойна проживания, и что этот опыт довольно просто и естественно может обрести каждый